Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье рассматривается процесс использования интерактивно-анимационных технологий в ходе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена. Целью статьи является описание процесса использования данных технологий в рамках реализации курса «Успех в чемодане» и проведение диагностики уровня сформированности вышеназванной компетенции после его внедрения в образовательный процесс.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретический анализ научной литературы, посвященной исследуемой проблеме в трудах отечественных и зарубежных ученых; эмпирические (беседа, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, математической обработки результатов диагностики).
Результаты. Основными характерными чертами внедрения интерактивно-анимационных технологий с целью формирования коммуникативно-компенса-торной компетенции учащихся среднего звена в образовательном процессе стали корректное восприятие информационного материала; базирование на клипово-культурном коммуникативном взаимодействии; преобладание аудиовизуальной демонстрации учебного материала; минимизирование боязни возникновения языкового барьера; акцент на коммуникативном потенциале учащегося; развитие творческого мышления; конкретизация лингвистических абстракций; возможность целостного восприятия языковых явлений; организация партнерских отношений между субъектами коммуникации; создание условий для эффективного решения коммуникативных задач любого уровня сложности с помощью компенсаторных умений.
Обсуждение. Использование опросников А. Г. Самохваловой «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» и В. В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности», а также тестового блока вопросов «Понятие компенсаторной компетенции» позволило констатировать факт повышения уровня сформированности коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена после реализации интерактивно-анимационных технологий в рамках курса «Успех в чемодане».
Заключение. Актуальность исследуемой проблемы детерминировала разработку и апробацию интерактивно-анимационных технологий в рамках курса «Успех в чемодане», который положительным образом отразился на динамике формирования рассматриваемой компетенции.
коммуникативно-компенсаторная компетенция, сенситивность подросткового возраста, интерактивно-анимационные технологии, учащиеся среднего звена, курс «Успех в чемодане»
|
– проблема формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции является актуальной для основной общей школы;
– разработаны и апробированы интерактивно-анимационные технологии в рамках курса «Успех в чемодане»;
– проведенная после внедрения курса «Успех в чемодане» диагностика уровня сформированности коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена продемонстрировала положительную динамику развития данной компетенции.
Лаптева, Е. И. ИНТЕРАКТИВНО-АНИМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА [Текст] / Е. И. Лаптева, Елена Борисовна Быстрай, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3. — С. 94-106. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.76.70.007.
- Джуринский А. Н. Проблемы образования в многонациональном социуме России и на Западе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №4. С. 13-23.
- Bartholy H. Barrieren in der interkulturellen Kommunikation. Transkulturelle Kommunikation und Weltgesellschaft. Opladen. 1992. P. 174-191.
- Knapp K. Interpersonale und interkulturelle Kommunikation. Interkulturelles Management. Heidelberg. 1996. P. 59-80.
- Азизова Р. Н. Межкультурный диалог как фактор противодействия межнациональным конфликтам // Научные исследования и образование. 2017. №2(26). С. 84-86.
- Романов Н. А. Клиповая культура в современном медиапространстве // Человек. Культура. Образование. 2017. № 3 (25). С. 97-106.
- Букатов В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников – досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 4 (49). С. 5-19.
- Быстрай Е. Б., Скоробренко И. А. Речевая направленность урока иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетенции обучающихся // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 2. С. 99-102.
- Bredella L. Literarisches und interkulturelles Verstehen. Tübingen: Niemeyer. 2002.
P. 226. - Сысоев П. В. Обучение учащихся социокультурным стратегиям средствами иностранного языка // Актуальные проблемы языкового образования в России в XXI веке. 2000. С. 35-36.
- Krewer B. Kulturstandards als Mittel der Selbst- und Fremdreflexion in interkulturellen Begegnungen. Psychologie des interkulturellen Handelns. Gottingen. 1996. P. 147-164.
- Thomas A. Interkulturelle Kompetenz: Grundlagen, Probleme und Konzepte. In Erwägen, Wissen, Ethik. 14.1. 2003. P. 137-221.
- Языкова Н. В., Коренева М. Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения в общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2013.
№ 9. С. 26-32. - Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 54-59.
- Быстрай Е. Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2006. 506 с.
- Бебина О. И., Бердникова И. А., Борисов Б. А., Быстрай Е. Б. Секреты педагогического мастерства / О. И. Бебина, И. А. Бердникова, Б. А. Борисов, Е. Б. Быстрай [и др.] // Монография под общ.ред. С. С. Чернова. 2009. 240 с.
- Шарапова Н. С. Социально-культурные условия формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодёжи средствами игровых технологий: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. 2015. 255 с.